?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag
Впечатления. Опера «Франциск».
nastasya23

Пишу этот отзыв, спустя несколько дней, дабы все эмоциональное присутствовало, но не было главным.

Первые вопросы, которые я услышала на утро после оперы, были приблизительно следующего характера: «Ну, как? Понравилось? Как все прошло?» Ответ был приблизительно таким: «Все хорошо. Наверное, больше понравилось».

Начну с того, что те, кто любит «классический вариант» театрального искусства, который мы привыкли видеть, приходя в театр с мамами-папами-бабушками-дедушками, и те, кто верит, что искусство должно обязательно показывать happy end, могут не читать заметку до конца, а просто принять к сведению, что эксперименты «Лаборатории современной оперы» и в частности Сергея Невского не для них.

Для тех же, кто осмелился допустить до сознания идею, что happy end в современном мире практически не случается, что искусство не должно отвечать на актуальные вопросы, а наоборот, обязано «загружать» публику старыми - новыми вопросами… как говорится, «You are welcome».

Стоит заметить, что представление началось уже в фойе.  Молодые актеры в одинаковых бледно серых костюмах и платьях выстраивались и замирали в непонятных позах, образуя живую цепь и таким образом приглашая мало что понимающих зрителей в зал. Сцена удивляла непонятной стеклянной конструкцией, над ней на высоте приблизительно пяти-шести метров расположился оркестр, еще выше – хор, а ударные установки, включающие в свой состав стекла и пилы, как потом выяснилось, издающие ужасные скрипы и звуки, находились не только на сцене, но и среди зрителей - в зале.

Начало. Музыка. Голос Франциска, от которого хочется встать и бежать из зала. Так и поступили несколько человек, не отсидев и 15 минут. Тем временем  около 20 молодых людей поочередно читают монолог Франциска на русском языке, перебивая друг друга, пытаясь перекричать омерзительнейшую музыку. Наверное, создатели оперы хотели, чтобы зрители попробовали пострадать вместе с героем.

Спектакль шел около часа, и приблизительно через полчаса я стала ловить себя на мысли, что мольбы героя о скорой смерти, мне становятся близки. Осознав это, мне стало легче, и все вокруг начало казаться не таким уж и ужасным.

Темы, которые поднимает Сергей Невский – это смерть и святость. Что нужно делать, как жить, чтобы быть святым? Жить в нищете? Голодать? Молиться? Подражать Богу? А может ли вообще человек быть святым?

            Вопросы остались открытыми, но…Но в конце, актер, исполняющий роль Франциска, взбирается по лестнице наверх.. . наверное, к Богу. Идет кульминация, со всех сторон раздражающая музыка и партия героя, повествующая о бедах народа, что нужна любовь, вера и тд. Мне казалось, что все в конце ждали чего-то, что сделало бы намек на благодать, которую должна, по нашим общим убеждениям, получить душа умершего, но этого НЕ ПРОИСХОДИТ!

            Почему? Франциск не святой? Он, своего рода, панк, осмелившийся жить в страшной нищете и голоде, бросивший вызов всему и вся вокруг, вызывая отвращение публики? Почему не было даже пары тактов музыки «благодати» ??? Или смерть- это скорее наказание, чем благодать?

            Люди, кто осмелился быть в зале до победного конца, недоумевали и активно обсуждали увиденное… В самом конце оперы, мне вспомнилась цитата из, как мне кажется, очень хорошего фильма Андрея Сергеевича Кончаловского «Глянец». Один из героев говорил: «все равно рано или поздно все будет coca-cola …нужен зоопарк, скандал, эпатаж… чтобы народ возмущался, чтобы их трясло, чтобы их тошнило!»  Возможно, в этих словах и заключен основной смысл ответа на вопрос «А зачем же такая опера нужна, если народ уходит со спектакля?»

p.s. Музыка, которая описывает мое состояние после оперы, как ни странно, ПИКНИК «Иероним» J